Йога для начинающих, упражнения и занятия йогой, йога на практике, школа и позы
Главная
Мифы и реальность
Йога и здоровье
Основные асаны
Упражнения
Пранаяма
Мудры, бандхи, крии
Китайская гимнастика
Услуги
Поиск по сайту:
Поиск
Практический курс йоги

Йога — практика, физическая тренировка, аскетические упражнения

Йога и здоровье
altН. Р. Гусева оказалась права. Все большее число людей у нас в стране, осознающих ответственность за свое здоровье используют элементы йоги.

Интересно отметить, что такая трактовка йоги, которую активно отстаивают Б. Л. Смирнов, Д. Чаттападхьяя и другие прогрессивные исследователи-материалисты, возникла не вдруг и не в последнее время. Как отмечают Г. М. Бонгард-Левин и А. В. Герасимов в работе «Мудрецы и философы древней Индии». «В Гите (Бхагават Гита) термины «Санкхья» и «Йога» часто употребляются не в строго доктринальном, а скорее в этимологическом значении: «Санкхья — рассуждение, анализ, перечисление; Йога — практика, физическая тренировка, аскетические упражнения. А «йогин» характеризуется в Гите как «человек способный отвлечься от внешних объектов и, целиком сосредоточившись на самом себе, развить те внутренние силы, которые в обычном состоянии остаются скрытыми и неиспользованными».

«По праву считается,— указывают далее авторы,— что йога внесла определенный вклад в историю индийской философской мысли. Однако этот вклад относится к трактовке психологических категорий. К таким категориям относятся: Читта, Авидья, Асмита. Читта трактуется йогой как ум, средоточие всех потенциально возможных форм психической деятельности человека, йога утверждает, что читта действует и живет в соответствии с законами существования материального мира. Авидья — незнание, выражается в предрасположенности человека принимать изменчивое за постоянное, а невечное за вечное. Асмита— отождествление «Я» с физическим телом, его индивидуальными психическими особенностями»3. На современном языке можно было бы сказать, что Авидья означает пренебрежение диалектикой развития и диалектикой жизни.

Некоторые исследователи на этой основе пытаются трактовать йогу как самостоятельную философскую систему, что совершенно неправомерно из-за второстепенности, с философской точки зрения, самостоятельно разработанных вопросов. Эта часть йоги ближе находится к психоанализу XX века, чем к какой-либо философской системе. Так как интерес к бессознательному и, поэтому, к психоанализу, за последние годы возрастает у наших специалистов4, то может быть имеет смысл обратить серьезное внимание на взгляды йоги в области психического с учетом их практических возможностей. За практическое использование приемов йогической медитации для повышения творческого потенциала выступает Д. И. Дубровский в своей работе «Проблема идеального». Дело в том, что в сферу интересов философов-марксистов в последнее время попали вопросы, связанные с проявлением субъективной реальности. Этот вопрос перекликается с изучением и развитием творческих способностей человека. Поэтому, понимая актуальность за. дачи, Д. И. Дубровский считает необходимым серьезным образом отнестись к практическому использованию высоких ступеней техники йоги и изучению состояний психики во время некоторых специальных упражнений.

Разбирая древние некие философские системы, необходимо иметь в виду, что все они основное внимание уделяли внутреннему миру человека. Поэтому очень часто противопоставление духа и материи сводилось к противопоставлению психического комплексе человека (дух, душа) и его материального носителя (физическое тело). Поэтому, древние индусы говоря о «преодолении оков материального мира», имели в виду контроль над физиологическими функциями организма.

 
Читайте также:



При перепечати гиперссылка на источник обязательна