Йога для начинающих, упражнения и занятия йогой, йога на практике, школа и позы
Главная
Мифы и реальность
Йога и здоровье
Основные асаны
Упражнения
Пранаяма
Мудры, бандхи, крии
Китайская гимнастика
Услуги
Поиск по сайту:
Поиск
Практический курс йоги

Мудрецы и философы древней Индии

Мифы и реальность
altАвтор, отдавая должное йоге, как практическому средству воспитания характера и самоконтроля, тем не менее называет ее «ярким выражением индийского мистицизма и иррационализма».

Когда же сложилось такое мнение? И почему?

Оказывается, такое мнение о йоге появилось в начале нашей эры, затем усилилось в период засилия в Индии брахманизма, когда йогу стали использовать для своих целей различные школы религиозного и мистического направлений. В то время как в «Артхашастре», которая является первоисточником, датируемым II—I тысячелетием до нашей эры, высказывается другое мнение о системе йоги. Подобное же мнение о йоге и у современных ученых-историков, медицинских работников Индии, которые считают йогу частью древнеиндийской лечебной системы и успешно используют ее в настоящее время.

Совершенно справедливо говорится в работе «Мудрецы и философы древней Индии», что «йога занимает особое место в ряду даршан (философские системы древней Индии). Обычно под этим словом понимают комплекс физических упражнений, долженствующих привести человека в состояние транса или просто гимнастику, направленную на выявление скрытых физических возможностей организма и контроль над состоянием психики. На самом деле йога представляет собой развитое философское учение, имеющее вполне оригинальные черты. Истоки ее теряются в глубине веков». И далее «Самым значительным вкладом йоги в историю индийской философской мысли считается трактовка психологических категорий. Центральной среди них выступает «Читта» (ум, а точнее средоточие всех потенциально возможных форм психической деятельности человека)».

Отнесение же йоги к идеалистической философской системе некоторыми авторами произошло на основе анализа сутр Патанджали, где, по мнению Б. Л. Смирнова, в большей степени были изложены взгляды самого Патанджали, а затем, более поздние исследователи стали цитировать работы более ранних в зависимости от личных наклонностей и уровня знаний. И в наше время восприятие йоги различно и зависит от уровня интеллекта, степени проникновения в суть системы за счет личной практики, мировоззренческих позиций- и даже психологической устойчивости.

Интересно в связи с этим отмстить, что христианские теологи не жаловали йогу за ее «безбожие». Так, например, М. В. Лодыженский с раздражением пишет, что йоги без веры в бога достигают более высоких ступеней сознания по сравнению со многими христианскими подвижниками.

Философия санкхьи и практика йоги являются самыми древними, дошедшими до нас системами Индии. Затем, на смену материалистической в своей основе санкхье пришли другие материалистические и теистические системы, а йогу стали использовать по частям различные школы и направления. Патанджали собрал систему воедино, но уже с некоторым мистическим налетом. А затем йога стала привилегией замкнутых религиозных сект и мистических школ. До конца прошлого века практика йоги не была широко известна на Западе. Занимались по системе йоги ученики различных изотерических школ и направлений. Индусы тщательно оберегали систему от широкой огласки из-за опасения, что определенная техника в руках невежественных людей может нанести вред человечеству. Сказывалось и стремление к определенной замкнутости некоторых религиозных направлений индусов. Только в конце прошлого века, благодаря подвижничеству некоторых прогрессивных общественных деятелей Индии, таких как Вивекананда, практика йоги стала распространяться на Западе и быстро приковала к себе внимание. К сожалению йога того времени несла на себе некоторый налет мистики. Традиционно сложилось использование в йоге необычной для нашего восприятия терминологии. Тем более, что большую роль в распространении йоги сыграл Яткинсон (Рамачарака), владевший только ее азами. Но не видеть за терминологией сути — все равно, что за деревьями не видеть леса.

 
Читайте также:



юбас топас и канализация для дачи и очистка сточных вод, системы канализации