Исходное положение: то же, что в упражнении «
открытие и закрытие трех областей даньтднь», глаза прикрыты, сосредоточение на средней области даньтянь.
Выполняется аналогичным образом, но из цикла исключаются манипуляции с нижней областью даньтянь. По завершении последнего цикла перенесите тяжесть тела на впереди стоящую ногу, шагом сзади стоящей поставьте ее параллельно другой ноге, ноги на ширине плеч, тяжесть тела распределена на обе ноги. Руки свободно опущены.
«Открытие и закрытие двух областей даньтянь» выполняется трижды, лицом в одном направлении, без поворотов по сторонам света.
«Массаж живота для возвращения изначальной пневмы» (юань ци гуй шэнь жоу фу ши).
Наложите кисть правой руки на живот, кисть левой— сверху (мужчины—наоборот) таким же образом, как в упражнении «три выдоха и вдоха». Выполните 36 круговых разминающих движений ладонями по расходящимся концентрическим окружностям вокруг точки цихай, с каждым движением увеличивая амплитуду. Движение направлено в ту сторону, куда обращены пальцы лежащей сверху руки. В конечной фазе упражнения внешнее ребро ладони внизу доходит до лобковой кости (точка цюй-гу), а вверху внутреннее ребро ладони достигает точки шаньчжун. Далее, переменив положение рук (поменяв их местами) у точки шаньчжун, выполните 24 разминающих движения по сходящимся концентрическим окружностям в обратном направлении, кисти возвращаются в исходное положение на среднюю область даньтянь. Снова перемените положение рук (на средней области даньтянь) и выполните «три выдоха и вдоха», затем упражнение на «расслабление и погружение в состояние покоя». Накопившуюся слюну проглотите в три приема.
Во время выполнения «открытия и закрытия двух областей даньтянь» мысленно ведите отсчет движений, при выполнении массажа и последующих заключительных упражнений сосредотачивайтесь на средней области даньтянь. Цао Чжунган рекомендует «постепенное обращение» фокуса внимания к области даньтянь по мере выполнения «открытия и закрытия двух областей даньтянь».
«Открытие и закрытие двух областей даньтянь» помимо «транквилизации сознания» призвано также начать процесс «собирания» накопленной за время выполнения предыдущих упражнений «изначальной пневмы». Этот процесс продолжается «массажем живота». По Чжан Минъу и Сунь Синъюаню, траектория массирующих движений согласуется с общим рисунком функциональной активности «пневменных энергий». Первая фаза массажа выполняет тонизирующую функцию, вторая — седативную. Из «разогретых» в первой фазе массажа тканей и внутренних органов «рассеянная» в области брюшины и таза «изначальная пневма» во второй фазе постепенно «отводится» в область даньтянь.
Цао Чжунган предупреждает, что массаж выполняется только через одежду и не следует накладывать руки на голое тело. Недопустимы также резкие и «угловатые» массирующие движения.