Обычно первое знакомство с запретами и предписаниями йоги и рационально мыслящих, критически настроенных людей, вызывает улыбку. Некоторые пункты нам кажутся неприемлемыми, а по отношению к основным положениям невольно возникает вопрос: «А что нового нам предлагает йога по сравнению с теми этическими установками, которые нам уже известны? Дошедшее до нас систематическое изложение йоги в сутрах Патанджали датируется II веком до нашей эры, а известна йога в течение нескольких тысячелетий. Находясь на вершине общественного развития, можно только удивляться гуманизму последователей йоги, основоположники которой жили в ту эпоху, когда принцип: «Человек "человеку — Друг, товарищ и брат» звучал бы совершенно непонятно и чуждо.
Неслучайно занятия по системе йоги требуют определенного уровня развития интеллекта, что совершенно необходимо исходя из гармонического единства психического и физического.
Однако существуют факторы, отрицательно влияющие на восприятие этики йоги. Это абсолютизация некоторых запретов и предписаний. Например, первый запрет — Ахимса трактуется некоторыми эзотерическими школами, не имеющими, кстати, ничего общего с йогой, буквально как запрет приносить вред всему живому, т. к. на Востоке принята доктрина реинкарнации (переселение души после смерти тела в другое). При этом считается, что душа человека, нарушившего «дхарму» (государственные законы, закон своей касты, общечеловеческие принципы поведения) может вселиться в следующей жизни в собаку или комара. Поэтому, в Индии последователей секты джайнов можно встретить с повязкой, закрывающей рот и нос не в шумном городе на автомобильных магистралях, а в лесу. Оказывается они далеки от мысли, чтобы предохранять свои легкие от смога. Их задача: ни в коем случае не проглотить комара или мошку, которые могут случайно попасть в рот при дыхании. А некоторые монахи — последователи буддизма специальной метелочкой разметают перед собой дорогу, чтобы случайно не наступить на насекомое.
Все это крайности, против которых йога предостерегает. Как правило, слепо следуют той или иной древней системе люди, склонные к фанатизму, с изъянами в рациональном мышлении. В то время как подняться на более высокую ступень развития можно критически оценивая положительный опыт прошлого и используя для себя только самое лучшее, оставляя без внимания или отбрасывая то, что неприемлемо.
Почти все другие запреты нам с вами понятны и приемлемы. Правда, вызывает некоторые колебания 4-й запрет. Воздержание от неупорядоченной сексуальной активности. Эти сомнения возникают потому, что для нас секс является одной из радостей жизни, а для некоторых эта радость чуть ли не единственная.
Другая причина — наверное толкование этого запрета в литературе и главным образом от устного пересказа невежд и дилетантов. Йога придает очень большое значение поддержанию сексуального аппарата в полном порядке, считая, что наличие сексуального влечения является признаком здоровья. Существуют специальные асаны для укрепления соответствующих желез и органов. Йогины излечивают импотенцию, сохраняют юность и возвращают молодость пожилым людям. Запрета собственно нет.