Йога для начинающих, упражнения и занятия йогой, йога на практике, школа и позы
Главная
Мифы и реальность
Йога и здоровье
Основные асаны
Упражнения
Пранаяма
Мудры, бандхи, крии
Китайская гимнастика
Услуги
Поиск по сайту:
Поиск
Практический курс йоги

Санкхья - философская основа йоги

Йога и здоровье
altДля лучшего понимания того, что собственно относится к йоге, а что привнесено последствиями различных школ, использующих технику йоги для своих, зачастую мистических целей, необходимо кратко остановиться на вопросе об отношении к »той системе в различные исторические периоды.

Сам термин «йога» очень емкий по смыслу, пришел к нам из глубины веков. Поэтому при переводе с санскрита на любой современный язык невозможно подобрать соответствующий эквивалент. Слово «йога» так и вошло во многие языки мира. При переводе же с санскрита этот термин трактуется приблизительно как целый набор понятий; СОЕДИНЕНИЕ, ЕДИНЕНИЕ, ПОКОРЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ, МЕТОД, СИСТЕМА, ЯРМО. Если внимательно рассмотреть эти значения, то можно себе представить, что древние понимали под этим термином не совсем то, что мы иногда имеем в виду.

Прежде всего, как отмечает известный индийский философ-материалист Д. Чаттападхьяя,— йога не является философской системой. Йога — это практика, практическая система упражнений, направленная на оздоровление, совершенствование, как физического тела, так и психики с акцентом на первостепен-ность психического в человеке над физическим1. Такой же точки зрения, на основе анализа первоисточников, придерживался и виднейший специалист по санскриту и индийской философии Смирнов Б. Л. Он отмечает, что философской основой йоги является система Санкхья. Анализируя древние памятники индийского эпоса2, Смирнов Б. Л. указывает, что система йоги настолько древняя, что упоминается почти во всех памятниках древне-индийского эпоса. Практика йоги была известна коренному дравидскому населению полуострова Индостан, т. «. до прихода туда ариев. В традиционной санскритской литературе йога и санкхья взаимно связаны уже со времен возникновения этих понятий. В процессе своего развития, санкхья и йога всегда шли рука об руку, но никогда не отождествлялись, т. к. санкхья — теория, а йога — практика.

Положительно оценивает практику йоги такой знаток Индии как Н. Р. Гусева. В своей книге «Индия: тысячелетия и современность» она склонна считать, что йога представляет собой больше всего систему физиотерапии и морально-этическое учение с философским уклоном. Указывая возможные переводы санскритского глагольного корня «юдж», от которого происходит слово «йога», автор подчеркивает обилие значений и в том числе такие как: «уметь сосредоточивать свое внимание», «заставлять (впрягать) себя», «использовать, применять», «сливаться, воссоединяться». В последнем случае разные направления и школы индийской мысли, в зависимости от своей первоначальной установки, трактуют слияние и воссоединение как с «Абсолютом», так и «с изначальной энергией Вселенной», «с сутью материн», «с первичным разумом» и т. д. Указывая на большое практическое значение для оздоровления, особенно Хатха-йоги, Н. Р. Гусева в заключении главы, которая называется «йога — мистика, практика, медицина?», пишет: «В последнее время советские врачи начали уделять серьезное внимание изучению этой, возможно, одной из древнейших форм народной медицины, и хотелось бы выразить надежду, что дело не ограничится временным увлечением и ознакомлению с йогой будет отведено заслуженное место».

 
Читайте также:



застройщик мортон . уничтожители документа