Йога для начинающих, упражнения и занятия йогой, йога на практике, школа и позы
Главная
Мифы и реальность
Йога и здоровье
Основные асаны
Упражнения
Пранаяма
Мудры, бандхи, крии
Китайская гимнастика
Услуги
Поиск по сайту:
Поиск
Практический курс йоги

Вечное дыхание дао

Китайская гимнастика
Реальные успехи практики акупунктуры — иглоукалывания заставили медиков серьезнее отнестись и к теоретическим основам восточной медицины.

Особый интерес специалистов привлекает китайская медицинская традиция.

Основная ее тенденция — «организмический натурализм». Это качество мышления вытекло из мироощущения, восприятия человеком самого себя как некой грани целостного вселенского организма. «Организмическому» мироощущению свойственно нерасчлененное восприятие личности, в которой физическое тело и духовная суть составляют единое целое. Тем же качеством мышления обусловлено особое отношение к чувственным ощущениям, проявляющееся в теоретических построениях. «Вкусы», запахи, звуки воспринимаются как в равной степени принадлежащие внешней среде и внутренней. Например, жар, сухость, холод — ощутимые внешние факторы,— попадая внутрь тела, становятся внутренними ощущениями и внутренними патогенными факторами. Они могут возникать и собственно в организме из-за нарушения деятельности его систем и удаляться из него, вновь становясь внешними факторами.

Эту особенность мировосприятия, вышедшего на теоретический уровень, удачно интерпретировал канадский специалист по китайской медицине П. Будон. По его меткому сравнению, человек и Вселенная в китайской традиции рассматриваются как некие стороны кольца Мёбиуса. Его хрестоматийная модель — разрезанная и склеенная с концов противоположными сторонами бумажная лента: лицевая сторона при этом становится одновременно изнаночной, внешнее — продолжением внутреннего и наоборот. «Кольцо Мёбиуса» хорошо отражает присущую духовной цивилизации Китая и Восточной Азии идею подобия космоса, общества и человека, или сущностного единства всех структур Вселенной.

Такое единство выражено в понятии Дао — «Путь» Вселенной, всех заключенных в ней вещей и существ. При всем многообразии философской мысли в Китае в целом Дао понималось как некий интеграл мировых закономерностей и процесс их действия. Общим даже для конкурирующих философских течений оставался мотив пагубности несоблюдения законов Дао, единых для человека и мира.

Категория Дао
нашла воплощение своего единства в понятии ци — «пневма», универсальный наполнитель и строительный материал Вселенной. Термин цигун, собственно, и означает «работа с пневмой». Характер этой «работы» обусловлен представлениями о сущности и функциях ци.

Предполагаемый аналог ци — индийское понятие прана, «космическая энергия», проявление «дыхания космоса». Примечательно, что в некоторых средневековых китайских текстах ци тоже трактуется как «дыхание». Однако прана, вероятно, может быть отождествлена только с одной из ипостасей «пневмы» — «изначальной», юань ци. Уже в последние века до н. э. отчетливо определилась трактовка «изначальной пневмы» как первосубстанции мирового закона Дао. Примерно в III в. до н. э. категория Дао была отождествлена с понятием Тайцзи — «Великий предел». Оно означало некое «предельное» состояние бытия и небытия одновременно, из которого начинается развертывание мирового процесса. Идея подобия человека и космоса обусловила толкование момента зачатия — слияния в «одно» мужского и женского начал — как старта развития нового организма из «Великого предела».
 
Читайте также:



При перепечати гиперссылка на источник обязательна
лифт коттеджный superdomus . есть готовые календари на javascript