Выбор системы или набора методик, времени и места для
занятий цигуном, дозирование нагрузок определяются состоянием вашего здоровья и целями, которые вы перед собой ставите.
Хотя в современных пособиях и справочниках по цигун-терапии содержится немало рецептурных наборов, рекомендуемых при том или ином заболевании, их универсальность обманчива. Обычно приводится перечень методов и систем, основных и второстепенных, которые можно сочетать в курсе лечения, примерная продолжительность занятий. Но определение конкретной комбинации методик и их дозирования — исключительная прерогатива врачей, специалистов по цигун-терапии, которых, к сожалению, у нас очень мало. Нарушение функций той или иной системы обеспечения жизнедеятельности организма само по себе не может служить основанием для назначения той или иной «укрепляющей» методики. При большинстве заболеваний, условно говоря, «цепь энергетической саморегуляции» обычно нарушена в нескольких местах. Стимуляция того или иного органа, переданная по «энергетической цепи», иной раз может вызвать активизацию тех систем, которые при вашем наборе недомоганий нуждаются скорее в седативном воздействии. Нередко энтузиасты цигуна забывают о том, насколько тонок процесс налаживания системы саморегуляции, и начинают энергично «вертеть ручки» и нажимать все известные им «тумблеры», куда осторожнее подходя к настройке своего телевизора, чем собственного организма, неизмеримо более сложной системы.
Произвольное комбинирование методов цигуна может быть не менее пагубным для здоровья, чем медикаментозное самолечение. Приведенные в этой книге краткие сведения о китайской медицине могут только помочь объяснить общую логику тех или иных упражнений цигуна, мысленно построить схему психических и физических действий, настроиться на ее реализацию. Собственно к теории эти сведения имеют не большее отношение, чем букварь к филологической науке. Но иногда знания подобного уровня, почерпнутые из популярных книжек, воспринимаются как едва ли не исчерпывающее изложение древних медицинских секретов. Пиетет к «древней мудрости» благополучно уживается со стереотипом восприятия древнего как «простого», «примитивного». Между тем для изложения только теоретического багажа только китайской медицины и лишь в том обобщенном и синкретическом виде, в каком он дошел до наших дней, понадобится справочное издание, по объему и числу томов вполне сопоставимое с «Большой медицинской энциклопедией», которая, кстати сказать, вовсе не предназначена для обучения способам постановки диагноза и назначения лечения. Еще менее для этого пригодны популярные издания по китайской медицине и методам оздоровления.
Чтобы избежать комплекса вины перед теми, кого критическое состояние здоровья толкает к лихорадочным поискам чудодейственного способа самолечения, автор привел лишь описания таких методик, которые носят комплексный характер и предусматривают комбинирование функционально тонизирующих и седативных воздействий. Например, круговой массаж в одном направлении передает «тонизирующий» импульс по «энергетической цепи», который затем умеряется седативным воздействием массирующих движений в противоположном направлении и т.п. Из тех же соображений выбраны комплексы упражнений преимущественно динамического характера.