В нашей литературе рассматриваются моральные, этические и мировоззренческие вопросы в связи, с практикой йоги. Так В. Ф. Миловидов в статье «Новые, религиозные культы» отмечает: «Особое место среди мистических школ и. направлений занимает знаменитая индийская система йоги. Целенаправленная и систематическая тренировка по системе йоги позволяв достичь высоких результатов в развитии физической силы, выносливости,, необычайной гибкости, достичь большого совершенства в развитии психических качеств, укрепляет власть психики над телом». Далее, разбирая использование техники йоги для мистических целей В. Ф. Миловидов пишет:, «Вместе с тем следует иметь в виду, что и. в хатха-йоге и в раджа-йоге есть немало элементов разумного и рационального. Упражнения хатха-йоги по развитию двигательной системы и контролю за, дыханием— так называемые пранаямы.— успешно применяются, например, подводными ныряльщиками. На основе раджа-йоги — психической гимнастики йоги — немецким ученым И. Шульцем создана широко используемая ныне аутогенная гимнастика — могучее средство развития и совершенствования психики».
Положительно оценивает упражнения йоги после экспериментальной проверки на. студентах и рекомендует их использование в системе оздоровительных мероприятий видный специалист по физической культуре, профессор МГУ В. Э. Нагорный в книге «Мысль и движение».
Сейчас йогу практикует все большее число людей. Возрастает количество публикаций в нашей печати. Часто можно встретить рекомендации врачей по выполнению упражнений йоги для укрепления здоровья без упоминания термина «йога». Врачи-исследователи в своих публикациях в научных журналах вместо обычной и общепринятой терминологии системы йоги пользуются несколько вольными переводами, более привычно звучащими для нашего слуха. Более того изобретен новый термин, аналогичный асанам — релаксационная лечебная гимнастика (РЛГ). Такая практика хотя и позволяет довести до читателя некоторые практические сведения о йоге, однако в значительной степени искажает суть отдельных положений, которые вырабатывались веками и даже тысячелетиями.
Все это диктует необходимость отделить йогу от мистики и показать, в каком виде практику йоги можно использовать в соответствии с нашим материалистическим мировоззрением. Это необходимо сделать и потому, что вокруг нее много криков.
В задачу настоящей работы не входит критика одних концепций относительно системы йоги и отстаивание других. Более того, учитывая сложность затронутой проблемы мы остановимся лишь на некоторых ее аспектах. Главное, постараться взять из культурного наследия прошлого все самое ценное, рациональное, что может быть использовано для укрепления как физического, так и психического здоровья нашего народа. В тоже время авторы считают необходимым, опираясь на труды советских исследователей, индийских философов-марксистов, личную практику и практику работы в группах здоровья, использующих элементы йоги, показать возможность более широкого использования этой системы для оздоровления населения и дать конкретные методические рекомендации по выполнению наиболее важных упражнений с учетом особенности современной жизни ь большом городе, и имея в виду разницу в природных и социальных факторах, которые воздействуют на современного человека.