Проблемы самосовершенствования человека, стремление существовать в гармонии с природой и всем окружающим миром, на протяжении многих веков служили темой для размышления ученых, философов, мыслителей, представителей различных конфессий— буддизма, христианства, ислама, но еще более актуальны они в настоящее время, когда человечество стоит на грани ядерной, экологической и других катастроф, когда вопрос «Быть или не быть?» приобретает поистине трагическое звучание.
И здесь, подойдя к черте небытия, к самому краю пропасти, многие начинают понимать, что идеи «планетарного мышления» не просто благие пожелания абстрактного гуманизма, а необходимость, продиктованная самой жизнью. Речь не идет об отказе от своих убеждений, идеологических компромиссах, в этом не будет необходимости, когда люди научатся понимать друг друга, уважать взгляды и суждения, пусть даже не всегда соответствующие истине, поскольку каждый имеет «право на ошибку» и должен сам, без какого-либо вмешательства и принуждения найти свой путь в жизни и свою истину.
Эта «свобода выбора» необходима как в отношениях между государствами с разным социальным строем, так и в отношениях между людьми, придерживающихся различных идеологических, политических, философских взглядов, разделенных национальными, расовыми, конфессиональными барьерами.
И что бы ни говорили о йоге — от восторженных панегириков до полного отрицания, нам не следует забывать, что йога, следуя традициям древнеиндийской философии, отличается терпимостью к иным взглядам, рассматривает все сущее как единое целое, утверждает глубокую, имманентную связь всего человечества.
В одной книге, естественно, невозможно рассмотреть все аспекты такого сложного, многообразного и во многом противоречивого явления как йога, да авторы и не ставили перед собой такой задачи. Многие вопросы исключительно философского характера остались в стороне от нашего исследования, но сделано это сознательно, поскольку данные проблемы могут интересовать сравнительно узкий круг специалистов, а книга предназначена для самых разных категорий читателей. Поэтому в центре нашего внимания оказались проблемы единства физического и психического здоровья человека, гармонического развития и нравственного самосовершенствования личности.
Сейчас, когда проблемы нравственного выбора, глубоких изменений во всех сферах жизни нашего общества стоят наиболее остро, нам предстоит многое переосмыслить, обращаясь к историческому прошлому, мудрости, пришедшей к нам из глубины веков, накопленной многими поколениями, отказаться от «пропагандистских штампов», стереотипов ведения идеологической и, в частности, атеистической работы. Как часто то или иное неординарное явление спешат назвать религиозным или мистическим люди, не дающие себе труда разобраться в существе проблемы и лишь на том основании, что оно не укладывается в рамки привычных им представлений, как случилось в свое время с йогой.
Но одними запретами ничего решить невозможно, более того, «атеистический» экстремизм так же неприемлем, как экстремизм религиозный, так как он противопоставляет атеистов верующим, отказывая последним даже в праве на нравственность, а ведь мы все граждане одного отечества. Высокомерие, пренебрежение к взглядам и убеждениям друг друга порождают взаимное недоверие и отчуждение, которые, разумеется, не могут способствовать поиску истины и взаимопонимания. Да, истина рождается в споре, но кто сказал, что она может появиться в ссоре...
Эффективность атеистической работы во многом зависит не только от высочайшей эрудиции, позволяющей вести теоретические дискуссии, но и от того, насколько человек вкладывает в нее сердце и душу, умеет быть внимательным и терпимым к своему собеседнику, даже если он заблуждается. Искренность и гуманность атеиста заключаются в том, что, не навязывая своих взглядов и убеждений верующему, он дает ему «информацию к размышлению», делать же соответствующие выводы каждый должен сам, лишь тогда знания становятся убеждениями личности.
Информация, которую мы даем людям, должна быть полной, всесторонней, не обходящей «острые углы» и нерешенные проблемы. Любое замалчивание, в частности, «таинственных», «необычных» явлений природы и человеческой психики в недалеком прошлом или объявление их просто шарлатанством, сознательным обманом людей, выдающих себя за экстрасенсов, было вызвано недоверием к людям, их здравому смыслу, умению мыслить логически, что порождало только нездоровый интерес и любопытство.
В настоящее время, в условиях расширяющейся гласности, такое замалчивание совершенно недопустимо. Однако, не следует бросаться и в другую крайность — чем меньше будет «экзотики», спекуляции на теме, тем лучше. Нужны спокойные, серьезные, без лишних сенсаций исследования человеческой психики, которые еще не могут получить достаточно адекватного научного объяснения1. Это необходимо не только для снятия ореола «таинственности» и «сверхъестественности» с подобных явлений, но и для того, чтобы человек в полной мере мог осознать свои возможности, почувствовать свою ответственность за сохранение этого чуда на земле — жизни, благодаря которой человеческая психика могла достигнуть такого совершенства.
Поэтому можно только приветствовать выход книг, в которых высказываются новые, свежие взгляды на резервы человеческой психики, а также появление интересных работ и даже научных открытий, связанных с проблемами психической саморегуляции, в частности, врачей Довженко А. Р. из Феодосии и Алиева X. М. из Азербайджана. Все это значительно расширяет наши представления об особенностях человеческой психики и ее поистине безграничных возможностях. Собственно, йога также является одним из способов психической саморегуляции и может быть использована в комплексе с другими методами, что авторы и хотели показать в своей книге.