Примером тому могут служить апокрифы гностиков и множество комментариев к ним, в которых дается та или иная интерпретация их высказываний. Та же картина наблюдается при переводе и трактовке древних текстов на санскрите.
У исследователей существует целевая установка на получение качественно новых знаний, на логическое их осмысление, перевод на язык доступный коллегам и специалистам, альтруистический подход к полученной информации. Тогда как мистикам, не обладающим современными знаниями, не имеющим возможности объяснить необычные ощущения, возникающие в состоянии медитации, ничего не оставалось как предположить собственное слияние с Абсолютом. Эти концепции мистиков поддерживают некоторые буржуазные ученые, пытающиеся использовать явления медитации, а также исследования религиозного опыта и других проблем психологии релгиии для обоснования теологических и мистических представлений.
Основателем буржуазной психологии религии считается У. Джемс, который в своей книге «Многообразие религиозного опыта» опираясь на свидетельства аскетов, отшельников, «ясновидящих», дневники и автобиографические записки религиозных мистиков, анализировал религиозный опыт и его влияние на развитие личности. Однако вскоре после работ У. Джемса «академическая» психология религии потеряла свой авторитет под натиском теологии, с одной стороны и бихейвиоризма — другой.
Важнейшим феноменом, изучаемым западной психологией религии является «обращение», привлекающее внимание представителей практически всех школ и направлений. У. Джемс связывал его с опытом «второго "рождения», преобразующего многие личностные структуры. При исследовании измененных под влиянием религии форм сознания и функций феномена обращения У. Джемс выделил три типа личностных ориентации по отношению к религии или направленности: на поиски духовного здоровья, побуждающих к спасению души и ищущих опыта «второго рождения». Первая характеризуется оптимистическим настроем, стремлением приобщиться к «космическим эво-люциям». Вторая преимущественно пессимистична, характеризуется страхом, меланхолией и т. д. Наконец, в ориентации на «второе рождение» пессимистическое настроение в связи с осознанием греховности сменяется радостью по поводу приобщения к богу.
Другие исследователи, в частности, Г. Олпорт и А. Маслоу видели в «обращении» возможность реализаций потенций личности. М. Мей рассматривал его с позиций экзистенциализма как способ самодетерминации личности. К. Роджерс видел в нем одну из возможностей отыскания «идеального Я», М. Ар-гайл и Б. Бейт-Халлами связывают его с процессом внезапного превращения чувств вины и греха в экстатическое ощущение мира и добродетели. На объяснение многих сторон обращения претендует теория конфликта, разработанная 3. Фрейдом и К. Юнгом. Цель этого процесса—достижение единства и постоянства личности, а опыт обращения можно рассматривать как попытку решить проблемы большой личностной значимости.
Среди указанных психологов далеко не все прибегали к сугубо религиозной проблематике, в то же время психологи теологической ориентации используют факты «обращения» для доказательства сверхъестественного» воздействия на этот процесс, ибо подлинное, истинное обращение «должно быть подкреплено сверхъестественными средствами». Аналогичных взглядов придерживается О Догерти, П. Джонсон, У. Кларк, Т. Тулесс и др.