Начатые авторами исследования привели к результатам значительным для медицины поведения и психологии здоровья. Исследования «трансцендентальной медитации» велись на фоне контрольных групп испытуемых, которые занимались деятельностью, родственной релаксационным состояниям медитации. При этом, авторы статьи сами освоили технику медитации и практиковали ее регулярно в течение нескольких лет.
Излагаемые результаты распадаются на четыре группы: психофизиологические эффекты медитации, влияние на работу полушарий, изменение характера личности и клинические следствия.
Общие выводы, к которым приходят авторы проведенного исследования таковы: состояния телесного расслабления при медитации или других методиках релаксации качественно и количественно очень близки, когда условия оптимально спокойны и испытуемые являются нормальными, здоровыми людьми. Значительного изменения обмена веществ при медитации не обнаружено. Обобщенные изменения личностных характеристик возникают от практики медитации, по они далеки от того, чтобы быть «уникальными». В условиях эксперимента не было получено также никаких указании па сдвиг мозговой активности от «линейной» (левое полушарие) к «холистической» (правое). «Мы заявляем с сожалением,— пишут авторы исследования,— что наши поиски уникальных пли драматических эффектов до сих пор не увенчались успехом»2.
Это свидетельство буржуазных ученых, которые не могут погрешить против истины в угоду даже импонирующей им концепции, в то время как в зарубежной литературе преобладает тенденция жестко связывать медитацию с религией, давать ей религиозное или мистическое объяснение. К сожалению, многие наши читатели ознакомились с этой концепцией именно в этой интерпретации, хотя в философском энциклопедическом словаре подчеркивается, что «в психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешенностью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний)». Поэтому Д. М. Угринович в своей монографии делает совершенно правильный вывод о том, что «медитация сама по себе не обязательно связана с религией. Можно себе, например, представить ученого, который использует медитацию для полного сосредоточения на какой-либо научной проблеме».
Почти во всех языках мира термин «медитация» (лат. те-ditatio — размышляю, обдумываю) семантически связан с понятием «ум» и «думамие» одновременно, как природных способностей человека, не зависящих от его сознательных намерений. Перевод соответствующего термина с санскрита на русский язык «думание», древнегреческий — «размышляю», на английский— «дремотное мечтание». В БСЭ 1972 года издания термин «МЕДИТАЦИЯ» определяется как «умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углубленной сосредоточенности».