«Самое важное, что можно сказать о религиозном опыте, заключается, в том, что субъекты религиозного опыта приобретают какие-то верования относительно состояния вещей и считают его источником познания... Верующие часто сравнивают религиозный опыт с чувственным опытом и наделяют его такой же степенью достоверности».
М. Уэбб в своей статье «Религиозный опыт как средство разрешения сомнений» выделяет две разновидности религиозного опыта. К первой относится такой опыт, который возникает неожиданно и непредвиденно. Ко второй — такой опыт, который намеренно ищут и к которому готовятся. Средством его достижения являются аскеза, медитация, наркотики. Ко второй разновидности религиозного опыта относится и мистический опыт.
Таким образом, современные исследователи, отходя от традиций У. Джемса, при анализе измененных состояний сознания считают, что они вызываются не только религиозным опытом как таковым, но и употреблением медицинских препаратов, сексом и т. п. В то же время они утверждают возможность сугубо «мирского» подхода к медитации и даже мистицизму.
Применение психотропных препаратов, таких как мескалин, псилобицин и марихуана с целью облегчения наступления специфических состояний сознания, имеет древнюю историю. Это состояние трудно отличить от собственно религиозного опыта; поэтому многие исследователи их отождествляют. Как свидетельствуют авторы книги «Религиозный опыт: Социально-психологические перспективы» — употребление психотропных препаратов вызывает следующие психические изменения: интенсифицируются зрительные впечатления, подавляется воля, облегчается доступ к резервам памяти — в том числе бессознательным, более гибкими и богатыми становятся свободные ассоциации, фантазия и символическое мышление. Психотропные препараты оказывают влияние на стадии отказа от себя (инкубация) и нового видения (озарения).
Увлечение психотропными препаратами было особенно широким в конце 60-х годов, на смену ему в конце 70-х годов пришел интерес к медитации. Несмотря на разнообразие техник медитации в различных школах, их основная роль сводится к одному: медитация «останавливает поток мыслей и концентрирует мышление». Медитативные техники оказывают влияние лишь на стадию «отказа от себя» (инкубацию). Их цель — «остановить обработку информации, диктуемую актуальной когнитивной структурой», чем облегчается возможность нового видения. Авторы указанной работы делают попытку понять специфику религиозного опыта, опираясь на психологию творчества. Различие между ними заключается в том, что творчество обращено вовне —к физическому и социальному миру, тогда как религиозный опыт обращен к внутренней жизни индивида. Однако, утверждают они, это различие в содержании, но не в психологических процессах. Творческий процесс имеет определенные стадии: подготовка — попытка решить проблему при помощи старых когнитивных структур; инкубация — отказ от попыток решения задачи; озарение — возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы задачи с новой точки зрения; верификация — проверка функциональной ценности нового решения.