В то же время, в работах современных западных психологов последних лет встречаются более «умеренные» и осторожные высказывания на этот счет и они стараются не прибегать к «божественному вмешательству» при анализе феномена обращения. В частности, Дж. Бирнс в своей работе «Психология религии» пишет, что «В целом обращение — это событие или процесс в жизнц, людей, посредством которого они осуществляют направленную перестройку (или позволяют осуществлять ее над собой) определенным общепринятым образом»?.
С марксистской точки зрения, специфика содержания религиозного обращения связана с переходом от неверия к глубокой религиозной вере или от одной конфессии к другой. Социально-психологической предпосылкой религиозного «обращения» является «кризис нравственных и мировоззренческих устоев личности, который в силу ряда причин объективного и субъективного порядка заканчивается формированием в ее сознании ценностных ориентации и социальных установок той или иной религии.
Психологически процесс религиозного «обращения» протекает, как правило, интенсивно, с бурными переживаниями, с резкой сменой отрицательных эмоций положительными, связанными с религиозной верой. Иначе говоря, психологическим «механизмом», лежащим в основе религиозного «обращения», является катарсис».
Поэтому трудно согласиться с американскими психологами Р. Тулессом и Ф. Стриклендом, полагающими, что «обращения» бывают двух типов: внезапные и постепенные. Первый связан с кризисной ситуацией и сопровождается бурными эмоциями, причем «обращенный» может точно назвать время и место, где с ним произошел «духовный переворот». Второй — более постепенное и спокойное возрастание религиозности без резких эмоциональных потрясений.
Но большинство психологов-религиоведов понимают под обращением именно процесс обретения «истины», сопровождающийся бурными и интенсивными переживаниями, переход на позиции той или иной религии. Причем для многих представителей западной психологии религии характерна трактовка «обращения» как «внезапного эмоционального озарения». У. Кларк пытается дать психологическую характеристику основных этапов религиозного «обращения». Первый этап — это период беспокойства, духовного кризиса, нравственных и мировоззренческих поисков. Второй этап — собственно «обращение», которое проявляется в чувстве «внезапного мистического озарения». Третий этап, завершающий, когда внутренние конфликты, бурные эмоции исчезают, сменяясь гармонией, спокойствием и умиротворенностью, основанными на глубокой религиозной вере, обретенной в результате обращения.
Центральным моментом, для многих западных исследователей, занимающихся проблемами психологии религии, в феномене «обращения» является индивидуальный религиозный или мистический опыт, отличающийся сложностью, неповторимостью и многообразием. Однако, во всех мировых религиях он является «трансформацией реальности», поскольку для верующих он прежде всего «эпистемологическое событие».