Йога для начинающих, упражнения и занятия йогой, йога на практике, школа и позы
Главная
Мифы и реальность
Йога и здоровье
Основные асаны
Упражнения
Пранаяма
Мудры, бандхи, крии
Китайская гимнастика
Услуги
Поиск по сайту:
Поиск
Практический курс йоги

Правомерность аналогии

Мифы и реальность
altПо нашим представлениям, подготовка идет на уровне логики, где осуществляется постановка задачи, накопление или сбор данных и работа с ними. Через «предсознание» задача частично вытесняется в бессознательную сферу на непрерывный уровень. В случае невозможности решить задачу используемыми методами, происходит отказ от ее решения на уровне логики. Однако в это время продолжается ее решение на бессознательном, непрерывном уровне. В ситуациях, активизирующих интуитивное мышление происходит «озарение» — возникновение идеи или знания как решать задачу или собственно её решение; Затем снова включается уровень логического мышления. Происходит решение или оформление решения и его верификация. В подтверждение, изложенного механизма творческого мышления можно привести самонаблюдения выдающихся ученых и экспериментальные данные по изучению механизмов творческого мышления на примере решения шахматных задач. Интересно отметить, что попытки решения задач на логическом уровне требуют значительных затрат энергии, сопровождающиеся усталостью и нервным напряжением («муки творчества»), тогда как в момент «озарения», когда решение происходит на интуитивном уровне, наблюдается эмоциональный подъем, прилив душевных сил, бодрости и энергии.

Правомерность аналогии между религиозным опытом и творческим процессом авторы указанной выше книги Батсон и Вентис обосновывают следующими тремя положениями: последовательностью стадий творческого разрешения интеллектуальных задач и стадиями религиозного опыта; экзистенциального кризиса, отказа от себя; нового видения и новой жизни.

Аналогии в процессах творчества и религиозного опыта представляются плодотворными в том смысле, что позволяют уточнить психологические механизмы того и другого, но неправомерны при анализе результатов этих процессов — творческий процесс дает новое знание, верифицируемое законами логики и объективной реальности, религиозный опыт, хотя и претендует на такую же степень достоверности, весьма далек от этого.

 
Читайте также:



При перепечати гиперссылка на источник обязательна